среда, 13 октября 2021 г.

Родительское собрание 13 октября 2021

    «Самосознание и образ «Я» младшего школьника»

         Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

       Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит "скачок" в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: "Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим".

        Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится  владеть своим  вниманием,  памятью, мышлением.

Родители могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.

        Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

       Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый "вклад" в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста).

      Комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания:

·        "перепутанные линии"

·        поиск скрытых фигур

·        чтение текста различной информации

·        решение логических задач

·        поиск закономерностей.

       Для успешности в учёбе необходимо также развивать память младших школьников. Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объёме учебного материала он перестает себя оправдывать.

       Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.

       Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью".

                             Мыслительные приёмы запоминания

·        выделение смысловых опор

·        классификация

·        составление плана

·        выделение главного

·        ответы на вопросы

·        выделение различных признаков предметов

·        сравнение

·        нахождению общего и различного

·        умение давать простейшие определения.

     Направляя усилия на развитие мышления детей, родителям необходимо учитывать их индивидуальные особенности:

- склад ума,

- познавательный стиль,

- темп мыслительной деятельности,

- обучаемость.

      Теперь обратимся к такой важной проблеме, как развитие у школьников интереса к чтению. "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Д.Дидро.

     Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся, как правило, вызывает особое беспокойство учителей  и родителей.

      Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребёнка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

      Между тем, многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.

                                            Советы родителям

·        Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

·        Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

·        На видном месте дома повесьте список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

·        Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

·        В доме должна быть детская библиотечка. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

·        Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

·        По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.

·        Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

·        Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

·        Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

·        Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

·        Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

·        Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё, что угодно!

·        Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

·        Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий