«Самосознание и образ «Я» младшего школьника»
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми
значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии
детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между
вторым и третьим классами происходит "скачок" в умственном развитии
учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие
мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление,
то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся
основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный
детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших
школьников: "Память в этом возрасте
становится мыслящей, а восприятие – думающим".
Активно развивается и способность
ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением.
Родители могут оказать
существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию
значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
Хорошо развитые свойства внимания и его
организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность
обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся
имеют лучшие показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что
различные свойства внимания вносят неодинаковый "вклад" в успешность
обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность
усвоения русского языка связана с распределением
внимания, а обучение чтению – с устойчивостью
внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно
повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Наименее
подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается
на протяжении младшего школьного возраста).
Комплекс игр, заданий и упражнений,
направленных на развитие внимания:
·
"перепутанные линии"
·
поиск скрытых фигур
·
чтение текста различной
информации
·
решение логических задач
·
поиск закономерностей.
Для успешности в учёбе необходимо также
развивать память младших школьников. Наиболее
распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное
повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объёме
учебного материала он перестает себя оправдывать.
Совершенствование памяти у младших
школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов
и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого
материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных
усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является
использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания.
Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание
Л.Н. Толстого: "Знание только тогда
знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью".
Мыслительные
приёмы запоминания
·
выделение смысловых опор
·
классификация
·
составление плана
·
выделение главного
·
ответы на вопросы
·
выделение различных признаков
предметов
·
сравнение
·
нахождению общего и различного
·
умение давать простейшие
определения.
Направляя усилия на развитие мышления
детей, родителям необходимо учитывать их индивидуальные особенности:
- склад ума,
- познавательный стиль,
- темп мыслительной деятельности,
- обучаемость.
Теперь обратимся к такой важной проблеме,
как развитие у школьников интереса к чтению. "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", –
считал философ Д.Дидро.
Как правило, в каждом классе есть две
группы детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и
много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это
лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся, как правило, вызывает
особое беспокойство учителей и
родителей.
Специалисты, занимающиеся проблемами
детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение
имеет эмоциональное состояние ребёнка. Родителям необходимо помнить, что
ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную
поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни
было, в том числе и чтению.
Между тем, многие третьеклассники владеют
техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и
самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не
проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора
или компьютера.
Советы родителям
·
Наслаждайтесь чтением сами и
выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. Пусть дети видят,
как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки,
делитесь прочитанным и т.п.
·
Показывайте, что вы цените
чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть
дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и
т.п.).
·
На видном месте дома повесьте
список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано и
за какой срок).
·
Выделите дома специальное место
для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
·
В доме должна быть детская
библиотечка. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то
прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
·
Предложите детям до или после
просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
·
По очереди читайте друг другу
рассказы или смешные истории.
·
Развлекайте себя сами вместо
того, чтобы смотреть телевизор.
·
Поощряйте дружбу ребёнка с
детьми, которые любят читать.
·
Разгадывайте с детьми кроссворды
и дарите их им.
·
Поощряйте чтение детей вслух,
когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
·
Почаще спрашивайте мнение детей о
книгах, которые они читают.
·
Поощряйте чтение любых материалов
периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть
дети читают всё, что угодно!
·
Детям лучше читать короткие
рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение
законченности и удовлетворения.
·
Пусть дети каждый вечер читают в
постели перед тем, как уснуть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий