вторник, 24 ноября 2020 г.

Родительское собрание №3. ЗФ. Ноябрь, 2020

 Тема: Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства. 

Цель: определить значение и важность детства для развития ребенка как личности.

Изучая процессы, происходящие в детстве, мы каждый раз присутствуем при индивидуальном акте рождения культуры. Ученые имеют возможность наблюдать этот удивительный процесс, но, тем не менее, до сих пор не знают точно, как же ребенок овладевает речью, почему дети обладают высоким творческим потенциалом и чем вызвано угасание способностей в процессе взросления. Если использовать теорию А. Крёбера, детство представляет собой, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными навыками. Становление "человеком" подразумевает усвоение культурного опыта с одной стороны и развитие личностных качеств - с другой [28, 32].
Под личностью в отечественной психологии понимается культурный субъект, успешно усваивающий социальные нормы и правила посредством процессов интериоризации. Детство в условиях различных культур исследовали разные ученые, такие как Р. Бенедикт, М. Мид, К. Дюбуа, Дж. и Б. Уайтинги. В культурной антропологии детство рассматривается как процесс вхождения в культуру, результат которого - появление личности, т.е. усвоение индивидом культуры. В энкультурации существуют две стороны (или два слитных воедино процесса) - социализация и собственно энкультурация. Социализация - более общий процесс овладения культурным типом взаимодействия с миром. Ее результаты показывают различие между человеком и остальным миром живого. Но овладение специфическим для человека типом жизнедеятельности происходит в контексте конкретной этнокультурной формы (энкультурация). Результат энкультурации - личность, которая демонстрирует различия между представителями различных культур[28].
Важно создать такие условия развития, когда усвоение социокультурного опыта будет идти успешно параллельно с личностным развитием. Особую роль здесь играют условия развития.
Мы знаем, что роль общения со взрослым в детстве трудно переоценить. Вплоть до конца младшего школьного возраста взрослый играет роль наставника и основного источника знаний и образцов поведения. Дети, обучающиеся в заведениях интернатного типа зачастую не получают должного внимания со стороны взрослых, они постоянно общаются со сверстниками. Это порождает свои особенности развития как культурного субъекта и как личности.
Развитие личности происходит в контексте его жизненного пути, который можно определить как история формирования и развития личности в обществе, развития человека как современника своей эпохи и сверстника своего поколения.
"Фазы жизненного пути, - писал Леонтьев А. Н., - накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например, преддошкольное, дошкольное и школьное детство"[33].
Развитие личности как социализация индивида осуществляется в особенных для каждого условиях семьи, ближайшего окружения, в политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях народа, т.е. имеет свой особый жизненный и эпистемологический контекст. На каждой фазе жизненного пути складывается определенная социальная ситуация развития, как своеобразное отношение ребенка с окружающей культурной и социальной действительностью.
Важно отметить, что в детстве очень важную роль играют этапы прохождения стадий развития, преодоления возрастных кризисов и адаптации к меняющейся социальной ситуации. В семье под контролем взрослого осуществить этот переход проще, чем в условиях интерната. Здесь мы должны учитывать как возрастные и личностные особенности, так и характеристики условий среды.
Младший школьный возраст - это особое время, когда у ребенка меняется социальная ситуация развития, возникают новые потребности и мотивы, перестраиваются способы взаимодействия с миром. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт общения с миром.
Младший школьный возраст сензитивен для развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, развития критичности по отношению к себе и окружающим, становления адекватной самооценки, нравственного развития, усвоения социальных норм, установления прочных дружеских связей. Все эти компоненты являются важными составляющими для формирующегося стиля взаимодействия с миром и социумом, а так же их развитие является этапом непрерывного процесса социализации личности.
В этот период возникают важнейшие новообразования во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, особенности социальных отношений. Ведущая роль учебной деятельности является ведущей, но не исключает того, что младший школьник включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством) [31].
Характеристикой учебной является поворот ребенка на себя; этот поворот требует от ребенка рефлексии, постоянной оценки того, "каким я был" и "каким я стал". Поэтому важным очень моментом здесь является оценка деятельности ученика, в частности учителем. Отметка и есть форма оценки таких изменений, происходящих в ребенке [37]. На основе этого формируется самооценка ребенка.
Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности. Рассмотрим особенности мотивационной сферы младшего школьника. Внутренние мотивы:
- познавательные мотивы - те мотивы, связанные с содержательными или структурными аспектами непосредственно учебной деятельности: желание получать знания; желание овладеть механизмами самостоятельного приобретения знаний;
- социальные мотивы - такие мотивы, которые связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные непосредственно с учебной деятельностью. Например, стремление быть грамотным, эрудированным, больше знать, быть полезным людям; желание получить одобрение со стороны старших товарищей и учителей, добиться успеха, уважения; стремление научиться взаимодействовать с окружающими людьми, в частности, одноклассниками.
Существует третья группа внешних мотивов, обуславливающих учение за хорошие отметки, за материальное поощрение, т.о. главное здесь не получить знания, но обрести желаемую награду.
Главными новообразованиями этого возраста в личностной сфере можно назвать:
1. появление ориентации на группу сверстников;
2. появление произвольной регуляции поведения;
3. внутренний план действия;
4. рефлексия.
Кроме того, в рамках овладения учебной деятельностью перестраиваются, совершенствуются все психические процессы, в том числе в силу смены социальной ситуации развития, изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, формируется самооценка, развиваются свойства эмпатии на основе усвоения общепринятых норм и раскрытия качеств самосознания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий